ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ И УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ

Представленные записи аускультации сердца рекомендуется слушать ТОЛЬКО через хорошие наушники, тут подробнее об этом. Тут написано, как интерпретировать представленные спектральные фонокардиограммы. В колонке справа представлен архив сайта и оглавление. Представленные материалы могут быть полезными изучающим искусство аускультации сердца. По вопросам, которые не относятся к сути представленных материалов, можно писать по адресу ivshpakiv УЛИТКА gmail.com

Сокращения:
Т1 - первый тон сердца
Т2 - второй тон сердца
Т3 - третий тон сердца
Т4 - четвертый тон сердца. Пятый и далее автору не известен.

понедельник, 21 января 2013 г.

Аускультация в современной кардиологии: продолжение истории, начавшейся двести лет назад


Этот пост содержит дополнительные материалы к одноименной статье, печать которой ожидается в журнале Серце і судини 2013 №2. Мы позволили себе продублировать рисунки и комментарии к ним тут для удобства сопоставления звука с фонокардиограммами.


К рисунку 1. Осцилляционная (сверху) и спектральная (снизу) фонокардиограммы одного и того же сердечного цикла. Т1 - первый , Т2 - второй, Т3 - третий сердечный тон. Хорошо видно соотношение громкости (вверху) и частотных характеристик (внизу) сердечных тонов.





К рисунку 2. Спектральная фонокардиограмма пациентки с аномалией Эбштейна, записанная в точке Боткина (вверху) и на верхушке сердца (внизу). Т1 - широко расщепленный первый тон, Т2 - второй тон (в точке Боткина хорошо видно расщепление), Т - раннедиастолический тон, вероятно обусловленный раскрытием аномального трикуспидального клапана.

Запись в точке Боткина:

Запись на верхушке сердца:


К рисунку 3. Фонокардиограмма при трепетании предсердий. На верхнем фрагменте выше степень АВ-блокады, ниже частота сердечных сокращений (ЧСС), в диастолу за вторым тоном Т2 следуют три дополнительных низкочастотных тона F1, F2, F3, обусловленных трепетанием предсердий. На нижнем фрагменте, снятом при большей ЧСС, регистрируется значительно более тихий дополнительный тон трепетания Fx. Информативность этих фонокардиограмм была бы выше при синхронной записи электрокардиограммы, что, к сожалению, невозможно для большинства современных электронных стетоскопов.

Два фрагмента 15 и 60 секунд, запись на верхушке сердца:


Об этом клиническом случае подробно тут.


К рисунку 4. Фонокардиограмма пациента с пролапсом митрального клапана, записанная в точке Боткина при положении пациента стоя с наклоном вперед и экспираторной задержкой дыхания. Шум - шум, обусловленный ПМК. Отметим, что шум качественнее был слышен через акустический стотоскоп, а на фонокардиограмме малозаметен. Чувствительность слуха к высокочастотным шумам выше, чем у фонокардиографа.




К рисунку 5. Фонокардиограммы, записанные на верхушке сердца у пациентки с синдромом Марфана и пролапсом митрального клапана в положении лежа на левом боку (верхний фрагмент), стоя (средний), сидя на корточках (нижний фрагмент). В той же последовательности идут аудиозаписи сверху вниз. Ш - конечносистолический шум, который следует за среднесистолическим щелчком. Подробнее в тексте.






К рисунку 6. Фрагменты фонокардиограмм пациентки с ПМК, записанных в положении стоя (верхний), в присяди (средний), снова стоя (нижний фрагмент). Видно небольшое, трудно определяемое аускультативно, диагностически важное смещение музыкального шума в зависимости от положения тела. В той же последовательности идут аудиозаписи сверху вниз.






К рисунку 7. Фонокардиограмма здорового пациента с необычно громким высокочастотным трикуспидальным компонентом (ТК) первого сердечного тона Т1. Локализовать хронологически ТК аускультативно чрезвычайно сложно. Это одна из частых причин ложной аускультативной диагностики ПМК.




К рисунку 8. Фонокардиограмма пациентки с выраженным аортальным стенозом и легкой митральной регургитацией, обусловленной ПМК. Хорошо видно два накладывающиеся друг на друга систолических шума. Т4 - четвертый тон, низкочастотный и трудноулавливаемый аускультативно.